Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение 
"Средняя общеобразовательная школа №26"
г.Новокузнецка Кемеровской области

     
 
Доступная среда
  Печать E-mail  
 
Дек
11
2020

 Инклюзивное образование

 

 

Доступная среда 

Паспорт доступности
 

Модель развития инклюзивного образования

в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 26»

       По статистическим данным в Кемеровской области-Кузбасс, в последние годы происходит увеличение числа детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ). Увеличение числа детей с ограниченными возможностями в школах, образование которых организовано совместно с детьми, не имеющими нарушений развития, ставит перед образованием задачи для формирования безбарьерной среды и поиска современных образовательных технологий. В МБОУ СОШ № 26 одним из важных направлений в реализации модели инклюзивного образования, является организация работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности. В настоящее время считается, что наиболее оптимальной формой работы с такими детьми является инклюзивное образование. Актуальность инклюзивного образования многократно подтверждена социальным запросом и государственной политикой. Инклюзивное образование детей с особыми потребностями заключается в том, что дети получают возможность обучаться в обычных общеобразовательных учреждениях вместе со здоровыми сверстниками, развиваться в соответствии со своими возможностями, получить возможность участия в жизни общества.

     Модель инклюзивного образования МБОУ СОШ № 26 в области обучения детей с ОВЗ, представляет собой совокупность принципов, норм, функциональных структур, последовательных этапов деятельности, организационных условий и механизмов, обеспечивающих создание инклюзивной образовательной среды, реализацию целей и задач инклюзивного образования в условиях образовательного учреждения (далее – МБОУ СОШ № 26).

Нормативными основами для разработки Модели являются:

- Устав МБОУ СОШ № 26, иные локальные акты.

- АООП НОО, ООО.

- Методические рекомендации по организации инклюзивного образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации Федеральных государственных стандартов.

- Письме Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016г. № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ».

       Школьная Модель развития инклюзивного образования предназначена для соблюдения прав детей с ОВЗ, развития межведомственного взаимодействия, формирование доступного образования для всех участников образовательной деятельности.

       При реализации модели нами предстоит решить проблему организации педагогической поддержки и социализации детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы, удовлетворяющее их потребности. Нам важно, чтобы дети с ОВЗ могли максимально адаптироваться в социуме, могли реализовать себя в обществе, стать полноценными его членами. Мы стараемся сформировать такое образовательное пространство, в котором любой ребенок может быть включен в образовательную и социальную жизнь школы, что позволит ему добиваться успехов, осуществлять безопасность и свою значимость в коллективе сверстников.

       Основная цель Модели инклюзивного образования школы – анализ и систематизация организационно-управленческих, психолого-педагогических условий, кадровых и финансовых ресурсов, обеспечивающих создание инклюзивной образовательной среды, достижение целей и задач инклюзивного образования в МБОУ СОШ № 26.

Анализ состояния проблемы инклюзивного образования

Категории детей с ОВЗ, обучающихся в МБОУ СОШ № 26

Категории детей с ОВЗ,

На 1 сентября 2018-2019 уч.г.

На 1 сентября 2019-2020уч.г.

На1 сентября 2020-2021 уч.г

обучающиеся с нарушением слуха

0

0

0

обучающиеся с т нарушением зрения

1

1

0

обучающиеся с тяжелыми нарушениями речи

2

2

2

обучающиеся с нарушениями опорно-двигательного аппарата

7

7

7

обучающиеся с РАС

1

1

1

обучающиеся с задержкой психического развития

76

89

93

Наличие кадров

кадры

На 1 сентября 2018-2019 уч.г.

На 1 сентября 2019-2020уч.г.

На 1 сентября 2020-2021 уч.г

учителя начальных классов

4 (3 – обучены на курсах ИПК по инклюзивному направлению)

4 (1 – обучена на курсах ИПК по инклюзивному направлению)

4

учителя предметники

33

33

33

учитель-логопед

0

1 (обучен на курсах ИПК по инклюзивному направлению)

1

педагог-психолог

1 (обучена на курсах ПК по инклюзивному направлению)

1

1

социальный педагог

1

1

1

Нормативно-правовая база

Вопросы обеспечения жизнедеятельности детей с ОВЗ определены в законодательных актах Российской Федерации, нормативных локальных актах, разработаны программы АООП НОО для ТНР, НОДА, ЗПР, РАС, УО в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ, на основе примерных АООП, НОО, ООО.

На 1 сентября 2018-2019 уч.г.

На 1 сентября 2019-2020уч.г.

На 1 сентября 2020-2021 уч.г

Вовлеченность детей с ОВЗ во внеурочную деятельность, дополнительное образование

-разработаны анкеты по выбору внеурочной деятельности на каждую параллель.

- введены занятия для всех учащихся школы во внеупрочное время: «Добрые дела моего класса», Социально-полезные* практики.

- реализуется проект «Тропа здоровья»

-разработаны анкеты по выбору внеурочной деятельности на каждую параллель.

- введены занятия для всех учащихся школы во внеупрочное время: «Добрые дела моего класса», Занимательная физкультура, Социально-полезные* практики.

- «Школа навыков жизни»

- реализуется проект «Тропа здоровья»

-разработаны анкеты по выбору внеурочной деятельности на каждую параллель.

- введены занятия для всех учащихся школы во внеупрочное время: «Добрые дела моего класса», Занимательная физкультура, Социально-полезные* практики.

- «Школа навыков жизни»

- реализуется проект «Юный пограничник»

Деятельность ПМП(к)

Укомплектованность специалистами не в полном объеме, нет логопеда.

-Укомплектованность специалистами в полном объеме.

-Взаимодействие с центральной ПМПК

Укомплектованность специалистами в полном объеме.

-Взаимодействие с ЦПМПК

Материально-техническое оснащение

- составлен и утвержден паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры,

- 100% обеспеченность учебниками.

- кабинеты оснащены интерактивным оборудованием с выходом в интернет.

- ресурсные зоны: спортивная зона для занятий ЛФК, комната психологической разгрузки, библиотека, игровые зоны для проведения перемен, кабинет логопеда.

- составлен и утвержден паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры.

- 100% обеспеченность учебниками.

- кабинеты оснащены интерактивным оборудованием с выходом в интернет.

- ресурсные зоны: спортивная зона для занятий ЛФК, комната психологической разгрузки, библиотека, игровые зоны для проведения перемен, кабинет логопеда.

- составлен и утвержден паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры.

- 100% обеспеченность учебниками.

- кабинеты оснащены интерактивным оборудованием с выходом в интернет.

- ресурсные зоны: спортивная зона для занятий ЛФК, комната психологической разгрузки, библиотека, игровые зоны для проведения перемен, кабинет логопеда.

Школьный сайт

- адаптирован для слабовидящих

- имеется раздел «Инклюзивное образование»

- адаптирован для слабовидящих

- имеется раздел «Инклюзивное образование»

- адаптирован для слабовидящих

- имеется раздел «Инклюзивное образование»

Инструктажи педагогического коллектива по вопросам обеспечения доступности для инвалидов услуг и объектов, на которых они предоставляются, оказания при этом необходимой помощи

В наличии

В наличии

В наличии

Взаимодействие с общественными и родительскими организациями

Налажено сотрудничество с; Краеведческим музеем, «Центр моделирования «Меридиан».

Благотворительный фонд «Принести пользу»

Налажено сотрудничество с : «Краеведческий музей», объединённая компания РУСАЛ, «Центр моделирования «Меридиан».

Благотворительный фонд «Принести пользу»

Налажено сотрудничество с; Краеведческим музеем, объединённая компания РУСАЛ, «Центр моделирования «Меридиан».

Благотворительный фонд «Принести пользу»

Реализация Модели инклюзивного образования позволит:

1. Своевременно обновлять нормативно-правовое обеспечение Модели инклюзивного образования.

2. Продолжать создавать адаптивную образовательную среду для детей с ОВЗ, в том числе с инвалидностью, в условиях массовой школы для получения доступного качественного образования.

3. Расширить спектр детей с ОВЗ, в том числе с инвалидностью, формами дополнительного образования, соответствующими их физическому статусу.

4. Расширить партнёрство с муниципальными, государственными и общественными организациями.

Модель включает компоненты: целевой, структурно-функциональный, содержательно-технологический, управленческий, рефлексивно-оценочный.

ЦЕЛЕВОЙ КОМПОНЕНТ

Целью Модели инклюзивного образования является анализ и систематизация организационно-управленческих, психолого-педагогических условий, кадровых и финансовых ресурсов, обеспечивающих создание инклюзивной образовательной среды, достижение целей и задач инклюзивного образования в МБОУ СОШ № 26.

Задачи:

1. Продолжить формирование комфортных условий для детей с ОВЗ для успешной социализации и включения их в учебную, общественную и досуговую деятельность со сверстниками.

2. Разработать индивидуальные образовательные маршруты на основе адаптированных программ.

3. Обеспечить участие всех детей с ОВЗ в работе кружков, секций, клубов по интересам.

4. Разработать систему психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям и родителям (законным представителям).

5. Выстроить социальное партнерство с организациями и учреждениями, защищающими права людей с ОВЗ, здравоохранения, культуры и спорта, другими образовательными организациями.

6.. Создать условия для методического сопровождения процесса обучения обучающихся с ОВЗ.

7. Улучшить комфортные условия пребывания детей с ОВЗ в образовательной организации.

8. Организовать мониторинг результатов реализации Модели инклюзивного образования.

СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ

Выявленные особенности инклюзивной практики послужили основанием для разработки структурно-функциональной модели инклюзивного образования, в рамках которой представлено инфраструктурное взаимодействие МБОУ СОШ № 26 с другими ведомствами и организациями.

Совместная работа предполагает создание более благоприятных условий для социальной адаптации детей с ОВЗ. Социальное партнерство является сегодня одним из базовых принципов развития инклюзивного образования. Именно оно определяет активное участие в развитии инклюзивного образования общественных родительских и иных организаций, педагогического сообщества района.

В ресурсном обеспечении организации инклюзивного образования в школе, в реализации модели и корректировки результата предполагается участие: ЦПМПК, Краеведческого музея, родительской общественности.

Роль МБОУ СОШ № 26 заключается в координации деятельности по реализации модели; в проведении сбора и анализа информации по вопросам организации инклюзивного образования; инициирование и организации проведения мероприятий, направленных на формирование культуры принятия особого ребенка и толерантного отношения к нему; в проведении анализа и мониторинга результатов внедрения модели.

ЦПМПК предназначена осуществлять проведение обследование детей в целях своевременного выявления особенностей в физическом и психическом развитии детей; готовить по результатам обследования заключения и рекомендации с указанием специальных условий, которые необходимы по оказанию обучающимся с ОВЗ психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания.

Предполагается отвести большую роль родительской общественности в решении задачи толерантного отношения социума к детям с ОВЗ, оказание помощи в проведении школьных мероприятий.

СОДЕРЖАТЕЛЬНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ

  1. Выявление (классные руководители - входные контрольные вопросы, анкетирование родителей (законных представителей), изучение медицинских карт; обращения родителей)
  2. Диагностика (психологическое заключение, характеристика классного руководителя, заключения ПМПк)
  3. План работы : 1) образовательый (предметники, индивидуальные задания)

                                  2) воспитательный (кружки, секции, мероприятия)

                                   3) специалисты (учитель-логопед, педагог-психолог, тьютор)

                             4) профилактика

  1. Мониторинг ( ПМПк в конце года)

УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ МОДЕЛИ

Управление инклюзивным образованием регламентировано нормативными документами, нормативными документами федерального, регионального, муниципального уровней и нормативными локальными актами. Компонент управления развитием инклюзивным образованием представлен следующими группами функций и соответствующими им управленческими действиями:

Анализ, целеполагание и планирование деятельности

- системный анализ состояния проблемы на уровне МБОУ СОШ № 26;

- разработка Модели и дорожной карты по ее реализации.

Организация, координация деятельности

- разработка нормативно-правовых документов на уровне МБОУ СОШ № 26;

- организация оценки образовательной среды в МБОУ СОШ № 26 на предмет ее соответствия требованиям инклюзивного образования;

- проведение семинаров, совещаний (в т.ч. с участием других ведомств);

- работа по наращиванию связей МБОУ СОШ № 26 с медицинскими учреждениями, учреждениями дополнительного образования детей, учреждениями культуры, образовательными учреждениями.

Методическое сопровождение, мотивация, руководство кадрами

- анализ потребностей МБОУ СОШ № 26 в педагогических работниках и специалистах для работы с детьми с ОВЗ и инвалидностью;

- разработка планов по повышению квалификации педагогических работников и специалистов.

Мониторинг и контроль

- проведение диагностических и мониторинговых мероприятий.

РЕФЛЕКСИВНО-ОЦЕНОЧНЫЙ КОМПОНЕНТ

Необходимым организационным условием инклюзивного образования является проведение мониторинговых исследований. Полученные результаты позволят обеспечить комплексную оценку проводимой работы, выявлять и своевременно решать возникающие проблемы. В качестве приоритетных критериев для оценки результативности деятельности по созданию инклюзивной образовательной среды в организации выделяются следующие планируемые результаты.

Ожидаемые результаты

Измерители, показатели

Повышение мотивации и качества успеваемости обучающихся с ОВЗ

Мониторинг учебных достижений обучающихся с ОВЗ, стабилизация или рост их образовательных результатов (в папке классного руководителя)

100% включенность детей с ОВЗ в дополнительное образование

Проектная деятельность, участие в социальных проектах и социально значимой деятельности, участие в творческих конкурсах. (в папке классного руководителя)

100% участие детей с ОВЗ в общешкольных мероприятиях, мероприятиях, организованных социальными партнерами.

Мониторинг участия детей с ОВЗ в общешкольных мероприятиях, мероприятиях, организованных социальными партнерами. (в папке классного руководителя)

Участие не менее 50% детей с ОВЗ в различных конкурсах, мероприятиях творческой и спортивной направленности.

Мониторинг участия детей с ОВЗ в конкурсах, мероприятиях (в папке классного руководителя)

Создание адаптивной образовательной среды для детей с ОВЗ, в том числе с инвалидностью, в условиях массовой школы для получения доступного качественного образования

Создание индивидуальных адаптированных программ для детей с ОВЗ и детей – инвалидов.

Совершенствование системы профориентации и предпрофессиональной подготовки детей с ОВЗ

Применение комплексного подхода к реализации трудового обучения, мониторинг приобретения детьми с ОВЗ навыков самообслуживания.

Развитие методического обеспечения педагогической деятельностью

Методические разработки; электронная база методических рекомендаций для учителя-логопеда, педагога-психолога, педагогов дополнительного образования по сопровождению детей с ОВЗ. ( Индивидуальные листы с рекомендациями по детям с ОВЗ)

Устойчивый рост профессиональной компетентности педагогов по комплексному применению современных образовательных технологий по сопровождению детей с ОВЗ

Курсовая подготовка, семинары, круглые столы по проблемам детей с ОВЗ, открытые уроки, мастер-классы, обобщение опыта работы.

Создание доступной (безбарьерной) среды

Совершенствование доступности объекта и услуг образования для детей инвалидов и лиц с инвалидностью.

Участие родителей (законных представителей) обучающихся с ОВЗ в реализации инклюзивной образовательной деятельности

Работа в коллегиальных органах управления, родительских объединениях; волонтерских акциях, социальных проектах.

Становление имиджа образовательного учреждения в практике работы с детьми с ОВЗ

Мониторинг комфортности образовательной среды образовательного учреждения; информация на школьном сайте; наличие в школе специальной литературы; совместные мероприятия образовательного учреждения и социальных партнёров.

Обобщение и распространение позитивных результатов инклюзивной практики организации

Информация на школьном сайте, публикации в СМИ, выступления на образовательных площадках района, города.

 

 

 

 

Результаты работы ОУ в рамках федеральной программы

доступная среда

Автор: Устинова Лариса Алексеевна   |   Обновлено 01.03.2021 04:38
 
 
#fc3424 #5835a1 #1975f2 #9ada4e #a9f9a7 #1d3eff