Доступная среда
Модель развития инклюзивного образования
в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 26»
По статистическим данным в Кемеровской области-Кузбасс, в последние годы происходит увеличение числа детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ). Увеличение числа детей с ограниченными возможностями в школах, образование которых организовано совместно с детьми, не имеющими нарушений развития, ставит перед образованием задачи для формирования безбарьерной среды и поиска современных образовательных технологий. В МБОУ СОШ № 26 одним из важных направлений в реализации модели инклюзивного образования, является организация работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности. В настоящее время считается, что наиболее оптимальной формой работы с такими детьми является инклюзивное образование. Актуальность инклюзивного образования многократно подтверждена социальным запросом и государственной политикой. Инклюзивное образование детей с особыми потребностями заключается в том, что дети получают возможность обучаться в обычных общеобразовательных учреждениях вместе со здоровыми сверстниками, развиваться в соответствии со своими возможностями, получить возможность участия в жизни общества.
Модель инклюзивного образования МБОУ СОШ № 26 в области обучения детей с ОВЗ, представляет собой совокупность принципов, норм, функциональных структур, последовательных этапов деятельности, организационных условий и механизмов, обеспечивающих создание инклюзивной образовательной среды, реализацию целей и задач инклюзивного образования в условиях образовательного учреждения (далее – МБОУ СОШ № 26).
Нормативными основами для разработки Модели являются:
- Устав МБОУ СОШ № 26, иные локальные акты.
- АООП НОО, ООО.
- Методические рекомендации по организации инклюзивного образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации Федеральных государственных стандартов.
Школьная Модель развития инклюзивного образования предназначена для соблюдения прав детей с ОВЗ, развития межведомственного взаимодействия, формирование доступного образования для всех участников образовательной деятельности.
При реализации модели нами предстоит решить проблему организации педагогической поддержки и социализации детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы, удовлетворяющее их потребности. Нам важно, чтобы дети с ОВЗ могли максимально адаптироваться в социуме, могли реализовать себя в обществе, стать полноценными его членами. Мы стараемся сформировать такое образовательное пространство, в котором любой ребенок может быть включен в образовательную и социальную жизнь школы, что позволит ему добиваться успехов, осуществлять безопасность и свою значимость в коллективе сверстников.
Основная цель Модели инклюзивного образования школы – анализ и систематизация организационно-управленческих, психолого-педагогических условий, кадровых и финансовых ресурсов, обеспечивающих создание инклюзивной образовательной среды, достижение целей и задач инклюзивного образования в МБОУ СОШ № 26.
Анализ состояния проблемы инклюзивного образования
Категории детей с ОВЗ, обучающихся в МБОУ СОШ № 26
Категории детей с ОВЗ, |
На 1 сентября 2021-2022 уч.г. |
На 1 сентября 2022-2023уч.г. |
На1 сентября 2023-2024 уч.г |
обучающиеся с нарушением слуха |
0 |
0 |
0 |
обучающиеся с т нарушением зрения |
1 |
1 |
0 |
обучающиеся с тяжелыми нарушениями речи |
2 |
2 |
2 |
обучающиеся с нарушениями опорно-двигательного аппарата |
7 |
7 |
7 |
обучающиеся с РАС |
1 |
1 |
1 |
обучающиеся с задержкой психического развития |
76 |
89 |
93 |
Наличие кадров
кадры |
На 1 сентября 2021-2022 уч.г. |
На 1 сентября 2022-2023уч.г. |
На 1 сентября 2023-2024 уч.г |
учителя начальных классов |
4 (3 – обучены на курсах ИПК по инклюзивному направлению) |
4 (1 – обучена на курсах ИПК по инклюзивному направлению) |
4 |
учителя предметники |
33 |
33 |
33 |
учитель-логопед |
0 |
1 (обучен на курсах ИПК по инклюзивному направлению) |
1 |
педагог-психолог |
1 (обучена на курсах ПК по инклюзивному направлению) |
1 |
1 |
социальный педагог |
1 |
1 |
1 |
Нормативно-правовая база
Вопросы обеспечения жизнедеятельности детей с ОВЗ определены в законодательных актах Российской Федерации, нормативных локальных актах, разработаны программы АООП НОО для ТНР, НОДА, ЗПР, РАС, УО в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ, на основе примерных АООП, НОО, ООО.
|
На 1 сентября 2021-2022 уч.г. |
На 1 сентября 2022-2023уч.г. |
На 1 сентября 2023-2024 уч.г |
Вовлеченность детей с ОВЗ во внеурочную деятельность, дополнительное образование |
-разработаны анкеты по выбору внеурочной деятельности на каждую параллель. - введены занятия для всех учащихся школы во внеупрочное время: «Добрые дела моего класса», Социально-полезные* практики. - реализуется проект «Тропа здоровья» |
-разработаны анкеты по выбору внеурочной деятельности на каждую параллель. - введены занятия для всех учащихся школы во внеупрочное время: «Добрые дела моего класса», Занимательная физкультура, Социально-полезные* практики. - «Школа навыков жизни» - реализуется проект «Тропа здоровья» |
-разработаны анкеты по выбору внеурочной деятельности на каждую параллель. - введены занятия для всех учащихся школы во внеупрочное время: «Добрые дела моего класса», Занимательная физкультура, Социально-полезные* практики. - «Школа навыков жизни» - реализуется проект «Юный пограничник» |
Деятельность ПП(к) |
Укомплектованность специалистами не в полном объеме, нет логопеда. |
-Укомплектованность специалистами в полном объеме. -Взаимодействие с центральной ПМПК |
Укомплектованность специалистами в полном объеме. -Взаимодействие с ЦПМПК |
Материально-техническое оснащение |
- составлен и утвержден паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры, - 100% обеспеченность учебниками. - кабинеты оснащены интерактивным оборудованием с выходом в интернет. - ресурсные зоны: спортивная зона для занятий ЛФК, комната психологической разгрузки, библиотека, игровые зоны для проведения перемен, кабинет логопеда. |
- составлен и утвержден паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры. - 100% обеспеченность учебниками. - кабинеты оснащены интерактивным оборудованием с выходом в интернет. - ресурсные зоны: спортивная зона для занятий ЛФК, комната психологической разгрузки, библиотека, игровые зоны для проведения перемен, кабинет логопеда. |
- составлен и утвержден паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры. - 100% обеспеченность учебниками. - кабинеты оснащены интерактивным оборудованием с выходом в интернет. - ресурсные зоны: спортивная зона для занятий ЛФК, комната психологической разгрузки, библиотека, игровые зоны для проведения перемен, кабинет логопеда. |
Школьный сайт |
- адаптирован для слабовидящих - имеется раздел «Инклюзивное образование» |
- адаптирован для слабовидящих - имеется раздел «Инклюзивное образование» |
- адаптирован для слабовидящих - имеется раздел «Инклюзивное образование» |
Инструктажи педагогического коллектива по вопросам обеспечения доступности для инвалидов услуг и объектов, на которых они предоставляются, оказания при этом необходимой помощи |
В наличии |
В наличии |
В наличии |
Взаимодействие с общественными и родительскими организациями |
Налажено сотрудничество с; Краеведческим музеем, «Центр моделирования «Меридиан». Благотворительный фонд «Принести пользу» |
Налажено сотрудничество с : «Краеведческий музей», объединённая компания РУСАЛ, «Центр моделирования «Меридиан». Благотворительный фонд «Принести пользу» |
Налажено сотрудничество с; Краеведческим музеем, объединённая компания РУСАЛ, «Центр моделирования «Меридиан». Благотворительный фонд «Принести пользу» |
Учебные пособия и дидактический материал, используемые на занятиях с детьми ОВЗ.
- Ахутина Т. В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика. Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция: учеб. пособие / Т. В. Ахутина; под общ. ред. О. Б. Иншаковой. – М.: МПСИ, 2001.
- Грибова О. Е. Технология организации логопедического обследования / О. Грибова. – М.: Айрис-пресс, 2005.
- Ефименкова Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: книга для логопедов / Л. Н. Ефименкова - М.: Национальный книжный центр, 2015.
- Козырева Л. М. Тетради № 1 – 6 для логопедических занятий. – Ярославль.: Академия развития академия холдинг, 2003.
- Коноваленко В. В., Коноваленко С. В., Кремницкая М. И. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения – М.: Изд. Гном, 2020.
- Корнев А. Н. Нарушение чтения и письма у детей / А. Н. Корнев. – СПб: Речь, 2003.
- Лалаева Р. И. Нарушение чтения и пути их коррекции у младших школьников / Р. И. Лалаева. – СПб.: Союз, 1998.
- Лалаева Р. И. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников / Р. И. Лалаева, Л. В. Венедиктова. – СПб.: Союз, 2001.
- Мазанова Е. В. Учусь не путать буквы. Альбомы. Упражнения по коррекции оптической дисграфии, дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. / Е. В. Мазанова. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2006.
- Новикова – Иванцова Т. Н. От слова к фразе. Кн. 1-3. – М.: Москва, 2006.
- Норкина Ю. Б. Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми: Пособие для логопедов и родителей. Выпуск 1 – 9. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
- Садовникова И. Н. Нарушение письменной речи у младших школьников: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1983.
- Суслова О. В. Дисграфия. Логопедические тетради: 1 – 4 классы / О. В. Суслова, М. В. Мальм. – Ростов н/Д: Феникс, 2017.
- Филичева Т. Б. Дети с общим недоразвитием речи / Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова. – М.: Просвещение, 1999.
- Фотекова Т. А. Нейропсихологическая диагностика речевой патологии у детей / Т. А. Фотекова, Т. В. Ахутина // Школьный психолог. – 2001. - № 37. – с. 3 – 214 (1 - 24); № 38. – с. 3 – 14 (1-24).
- Ястребова А. В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. – М.: Просвещение, 1984.
Реализация Модели инклюзивного образования позволит:
1. Своевременно обновлять нормативно-правовое обеспечение Модели инклюзивного образования.
2. Продолжать создавать адаптивную образовательную среду для детей с ОВЗ, в том числе с инвалидностью, в условиях массовой школы для получения доступного качественного образования.
3. Расширить спектр детей с ОВЗ, в том числе с инвалидностью, формами дополнительного образования, соответствующими их физическому статусу.
4. Расширить партнёрство с муниципальными, государственными и общественными организациями.
Модель включает компоненты: целевой, структурно-функциональный, содержательно-технологический, управленческий, рефлексивно-оценочный.
ЦЕЛЕВОЙ КОМПОНЕНТ
Целью Модели инклюзивного образования является анализ и систематизация организационно-управленческих, психолого-педагогических условий, кадровых и финансовых ресурсов, обеспечивающих создание инклюзивной образовательной среды, достижение целей и задач инклюзивного образования в МБОУ СОШ № 26.
Задачи:
1. Продолжить формирование комфортных условий для детей с ОВЗ для успешной социализации и включения их в учебную, общественную и досуговую деятельность со сверстниками.
2. Разработать индивидуальные образовательные маршруты на основе адаптированных программ.
3. Обеспечить участие всех детей с ОВЗ в работе кружков, секций, клубов по интересам.
4. Разработать систему психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям и родителям (законным представителям).
5. Выстроить социальное партнерство с организациями и учреждениями, защищающими права людей с ОВЗ, здравоохранения, культуры и спорта, другими образовательными организациями.
6.. Создать условия для методического сопровождения процесса обучения обучающихся с ОВЗ.
7. Улучшить комфортные условия пребывания детей с ОВЗ в образовательной организации.
8. Организовать мониторинг результатов реализации Модели инклюзивного образования.
СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ
Выявленные особенности инклюзивной практики послужили основанием для разработки структурно-функциональной модели инклюзивного образования, в рамках которой представлено инфраструктурное взаимодействие МБОУ СОШ № 26 с другими ведомствами и организациями.
Совместная работа предполагает создание более благоприятных условий для социальной адаптации детей с ОВЗ. Социальное партнерство является сегодня одним из базовых принципов развития инклюзивного образования. Именно оно определяет активное участие в развитии инклюзивного образования общественных родительских и иных организаций, педагогического сообщества района.
В ресурсном обеспечении организации инклюзивного образования в школе, в реализации модели и корректировки результата предполагается участие: ЦПМПК, Краеведческого музея, родительской общественности.
Роль МБОУ СОШ № 26 заключается в координации деятельности по реализации модели; в проведении сбора и анализа информации по вопросам организации инклюзивного образования; инициирование и организации проведения мероприятий, направленных на формирование культуры принятия особого ребенка и толерантного отношения к нему; в проведении анализа и мониторинга результатов внедрения модели.
ЦПМПК предназначена осуществлять проведение обследование детей в целях своевременного выявления особенностей в физическом и психическом развитии детей; готовить по результатам обследования заключения и рекомендации с указанием специальных условий, которые необходимы по оказанию обучающимся с ОВЗ психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания.
Предполагается отвести большую роль родительской общественности в решении задачи толерантного отношения социума к детям с ОВЗ, оказание помощи в проведении школьных мероприятий.
СОДЕРЖАТЕЛЬНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ
- Выявление (классные руководители - входные контрольные вопросы, анкетирование родителей (законных представителей), изучение медицинских карт; обращения родителей)
- Диагностика (психологическое заключение, характеристика классного руководителя, заключения ПМПк)
- План работы : 1) образовательный (предметники, индивидуальные задания)
2) воспитательный (кружки, секции, мероприятия)
3) специалисты (учитель-логопед, педагог-психолог, тьютор)
4) профилактика
- Мониторинг ( ПМПк в конце года)
УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ МОДЕЛИ
Управление инклюзивным образованием регламентировано нормативными документами, нормативными документами федерального, регионального, муниципального уровней и нормативными локальными актами. Компонент управления развитием инклюзивным образованием представлен следующими группами функций и соответствующими им управленческими действиями:
Анализ, целеполагание и планирование деятельности
- системный анализ состояния проблемы на уровне МБОУ СОШ № 26;
- разработка Модели и дорожной карты по ее реализации.
Организация, координация деятельности
- разработка нормативно-правовых документов на уровне МБОУ СОШ № 26;
- организация оценки образовательной среды в МБОУ СОШ № 26 на предмет ее соответствия требованиям инклюзивного образования;
- проведение семинаров, совещаний (в т.ч. с участием других ведомств);
- работа по наращиванию связей МБОУ СОШ № 26 с медицинскими учреждениями, учреждениями дополнительного образования детей, учреждениями культуры, образовательными учреждениями.
Методическое сопровождение, мотивация, руководство кадрами
- анализ потребностей МБОУ СОШ № 26 в педагогических работниках и специалистах для работы с детьми с ОВЗ и инвалидностью;
- разработка планов по повышению квалификации педагогических работников и специалистов.
Мониторинг и контроль
- проведение диагностических и мониторинговых мероприятий.
РЕФЛЕКСИВНО-ОЦЕНОЧНЫЙ КОМПОНЕНТ
Необходимым организационным условием инклюзивного образования является проведение мониторинговых исследований. Полученные результаты позволят обеспечить комплексную оценку проводимой работы, выявлять и своевременно решать возникающие проблемы. В качестве приоритетных критериев для оценки результативности деятельности по созданию инклюзивной образовательной среды в организации выделяются следующие планируемые результаты.
Ожидаемые результаты |
Измерители, показатели |
Повышение мотивации и качества успеваемости обучающихся с ОВЗ |
Мониторинг учебных достижений обучающихся с ОВЗ, стабилизация или рост их образовательных результатов (в папке классного руководителя) |
100% включенность детей с ОВЗ в дополнительное образование |
Проектная деятельность, участие в социальных проектах и социально значимой деятельности, участие в творческих конкурсах. (в папке классного руководителя) |
100% участие детей с ОВЗ в общешкольных мероприятиях, мероприятиях, организованных социальными партнерами. |
Мониторинг участия детей с ОВЗ в общешкольных мероприятиях, мероприятиях, организованных социальными партнерами. (в папке классного руководителя) |
Участие не менее 50% детей с ОВЗ в различных конкурсах, мероприятиях творческой и спортивной направленности. |
Мониторинг участия детей с ОВЗ в конкурсах, мероприятиях (в папке классного руководителя) |
Создание адаптивной образовательной среды для детей с ОВЗ, в том числе с инвалидностью, в условиях массовой школы для получения доступного качественного образования |
Создание индивидуальных адаптированных программ для детей с ОВЗ и детей – инвалидов. |
Совершенствование системы профориентации и предпрофессиональной подготовки детей с ОВЗ |
Применение комплексного подхода к реализации трудового обучения, мониторинг приобретения детьми с ОВЗ навыков самообслуживания. |
Развитие методического обеспечения педагогической деятельностью |
Методические разработки; электронная база методических рекомендаций для учителя-логопеда, педагога-психолога, педагогов дополнительного образования по сопровождению детей с ОВЗ. ( Индивидуальные листы с рекомендациями по детям с ОВЗ) |
Устойчивый рост профессиональной компетентности педагогов по комплексному применению современных образовательных технологий по сопровождению детей с ОВЗ |
Курсовая подготовка, семинары, круглые столы по проблемам детей с ОВЗ, открытые уроки, мастер-классы, обобщение опыта работы. |
Создание доступной (безбарьерной) среды |
Совершенствование доступности объекта и услуг образования для детей инвалидов и лиц с инвалидностью. |
Участие родителей (законных представителей) обучающихся с ОВЗ в реализации инклюзивной образовательной деятельности |
Работа в коллегиальных органах управления, родительских объединениях; волонтерских акциях, социальных проектах. |
Становление имиджа образовательного учреждения в практике работы с детьми с ОВЗ |
Мониторинг комфортности образовательной среды образовательного учреждения; информация на школьном сайте; наличие в школе специальной литературы; совместные мероприятия образовательного учреждения и социальных партнёров. |
Обобщение и распространение позитивных результатов инклюзивной практики организации |
Информация на школьном сайте, публикации в СМИ, выступления на образовательных площадках района, города. |
Локальные нормативные документы :
Реестр доступности
Паспорт доступности
Результаты работы ОУ в рамках федеральной программы
доступная среда