Доступная среда 

Модель развития инклюзивного образования

в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 26»

 

       По статистическим данным в Кемеровской области-Кузбасс, в последние годы происходит увеличение числа детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ). Увеличение числа детей с ограниченными возможностями в школах, образование которых организовано совместно с детьми, не имеющими нарушений развития, ставит перед образованием задачи для формирования безбарьерной среды и поиска современных образовательных технологий. В МБОУ СОШ № 26 одним из важных направлений в реализации модели инклюзивного образования, является организация работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности. В настоящее время считается, что наиболее оптимальной формой работы с такими детьми является инклюзивное образование. Актуальность инклюзивного образования многократно подтверждена социальным запросом и государственной политикой. Инклюзивное образование детей с особыми потребностями заключается в том, что дети получают возможность обучаться в обычных общеобразовательных учреждениях вместе со здоровыми сверстниками, развиваться в соответствии со своими возможностями, получить возможность участия в жизни общества.

     Модель инклюзивного образования МБОУ СОШ № 26 в области обучения детей с ОВЗ, представляет собой совокупность принципов, норм, функциональных структур, последовательных этапов деятельности, организационных условий и механизмов, обеспечивающих создание инклюзивной образовательной среды, реализацию целей и задач инклюзивного образования в условиях образовательного учреждения (далее – МБОУ СОШ № 26).

 

Нормативными основами для разработки Модели являются:

- Устав МБОУ СОШ № 26, иные локальные акты.

- АООП НОО, ООО.

- Методические рекомендации по организации инклюзивного образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации Федеральных государственных стандартов.

       Школьная Модель развития инклюзивного образования предназначена для соблюдения прав детей с ОВЗ, развития межведомственного взаимодействия, формирование доступного образования для всех участников образовательной деятельности.

       При реализации модели нами предстоит решить проблему организации педагогической поддержки и социализации детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы, удовлетворяющее их потребности. Нам важно, чтобы дети с ОВЗ могли максимально адаптироваться в социуме, могли реализовать себя в обществе, стать полноценными его членами. Мы стараемся сформировать такое образовательное пространство, в котором любой ребенок может быть включен в образовательную и социальную жизнь школы, что позволит ему добиваться успехов, осуществлять безопасность и свою значимость в коллективе сверстников.

       Основная цель Модели инклюзивного образования школы – анализ и систематизация организационно-управленческих, психолого-педагогических условий, кадровых и финансовых ресурсов, обеспечивающих создание инклюзивной образовательной среды, достижение целей и задач инклюзивного образования в МБОУ СОШ № 26.

 

 

Анализ состояния проблемы инклюзивного образования

Категории детей с ОВЗ, обучающихся в МБОУ СОШ № 26

Категории детей с ОВЗ,

На 1 сентября 2021-2022 уч.г.

На 1 сентября 2022-2023уч.г.

На1 сентября 2023-2024 уч.г

обучающиеся с нарушением слуха

0

0

0

обучающиеся с т нарушением зрения

1

1

0

обучающиеся с тяжелыми нарушениями речи

2

2

2

обучающиеся с нарушениями опорно-двигательного аппарата

7

7

7

обучающиеся с РАС

1

1

1

обучающиеся с задержкой психического развития

76

89

93

 

Наличие кадров

кадры

На 1 сентября 2021-2022 уч.г.

На 1 сентября 2022-2023уч.г.

На 1 сентября 2023-2024 уч.г

учителя начальных классов

4 (3 – обучены на курсах ИПК по инклюзивному направлению)

4 (1 – обучена на курсах ИПК по инклюзивному направлению)

4

учителя предметники

33

33

33

учитель-логопед

0

1 (обучен на курсах ИПК по инклюзивному направлению)

1

педагог-психолог

1 (обучена на курсах ПК по инклюзивному направлению)

1

1

социальный педагог

1

1

1

 

Нормативно-правовая база

Вопросы обеспечения жизнедеятельности детей с ОВЗ определены в законодательных актах Российской Федерации, нормативных локальных актах, разработаны программы АООП НОО для ТНР, НОДА, ЗПР, РАС, УО в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ, на основе примерных АООП, НОО, ООО.

 

 

На 1 сентября 2021-2022 уч.г.

На 1 сентября 2022-2023уч.г.

На 1 сентября 2023-2024 уч.г

Вовлеченность детей с ОВЗ во внеурочную деятельность, дополнительное образование

-разработаны анкеты по выбору внеурочной деятельности на каждую параллель.

- введены занятия для всех учащихся школы во внеупрочное время: «Добрые дела моего класса», Социально-полезные* практики.

- реализуется проект «Тропа здоровья»

-разработаны анкеты по выбору внеурочной деятельности на каждую параллель.

- введены занятия для всех учащихся школы во внеупрочное время: «Добрые дела моего класса», Занимательная физкультура, Социально-полезные* практики.

- «Школа навыков жизни»

- реализуется проект «Тропа здоровья»

-разработаны анкеты по выбору внеурочной деятельности на каждую параллель.

- введены занятия для всех учащихся школы во внеупрочное время: «Добрые дела моего класса», Занимательная физкультура, Социально-полезные* практики.

- «Школа навыков жизни»

- реализуется проект «Юный пограничник»

Деятельность ПП(к)

Укомплектованность специалистами не в полном объеме, нет логопеда.

-Укомплектованность специалистами в полном объеме.

-Взаимодействие с центральной ПМПК

Укомплектованность специалистами в полном объеме.

-Взаимодействие с ЦПМПК

Материально-техническое оснащение

- составлен и утвержден паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры,

- 100% обеспеченность учебниками.

- кабинеты оснащены интерактивным оборудованием с выходом в интернет.

- ресурсные зоны: спортивная зона для занятий ЛФК, комната психологической разгрузки, библиотека, игровые зоны для проведения перемен, кабинет логопеда.

- составлен и утвержден паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры.

- 100% обеспеченность учебниками.

- кабинеты оснащены интерактивным оборудованием с выходом в интернет.

- ресурсные зоны: спортивная зона для занятий ЛФК, комната психологической разгрузки, библиотека, игровые зоны для проведения перемен, кабинет логопеда.

- составлен и утвержден паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры.

- 100% обеспеченность учебниками.

- кабинеты оснащены интерактивным оборудованием с выходом в интернет.

- ресурсные зоны: спортивная зона для занятий ЛФК, комната психологической разгрузки, библиотека, игровые зоны для проведения перемен, кабинет логопеда.

Школьный сайт

- адаптирован для слабовидящих

- имеется раздел «Инклюзивное образование»

- адаптирован для слабовидящих

- имеется раздел «Инклюзивное образование»

- адаптирован для слабовидящих

- имеется раздел «Инклюзивное образование»

Инструктажи педагогического коллектива по вопросам обеспечения доступности для инвалидов услуг и объектов, на которых они предоставляются, оказания при этом необходимой помощи

В наличии

В наличии

В наличии

Взаимодействие с общественными и родительскими организациями

Налажено сотрудничество с; Краеведческим музеем, «Центр моделирования «Меридиан».

Благотворительный фонд «Принести пользу»

Налажено сотрудничество с : «Краеведческий музей», объединённая компания РУСАЛ, «Центр моделирования «Меридиан».

Благотворительный фонд «Принести пользу»

Налажено сотрудничество с; Краеведческим музеем, объединённая компания РУСАЛ, «Центр моделирования «Меридиан».

Благотворительный фонд «Принести пользу»

 

Учебные пособия и дидактический материал, используемые на занятиях с детьми  ОВЗ.

  1. Ахутина Т. В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика. Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция: учеб. пособие / Т. В. Ахутина; под общ. ред. О. Б. Иншаковой. – М.: МПСИ, 2001.
  2. Грибова О. Е. Технология организации логопедического обследования / О. Грибова. – М.: Айрис-пресс, 2005.
  3. Ефименкова Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: книга для логопедов / Л. Н. Ефименкова - М.: Национальный книжный центр, 2015.
  4. Козырева Л. М. Тетради № 1 – 6 для логопедических занятий. – Ярославль.: Академия развития академия холдинг, 2003.
  5. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В., Кремницкая М. И. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения – М.: Изд. Гном, 2020.
  6. Корнев А. Н. Нарушение чтения и письма у детей / А. Н. Корнев. – СПб: Речь, 2003.
  7. Лалаева Р. И. Нарушение чтения и пути их коррекции у младших школьников / Р. И. Лалаева. – СПб.: Союз, 1998.
  8. Лалаева Р. И. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников / Р. И. Лалаева, Л. В. Венедиктова. – СПб.: Союз, 2001.
  9. Мазанова Е. В. Учусь не путать буквы. Альбомы. Упражнения по коррекции оптической дисграфии, дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. / Е. В. Мазанова. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2006.
  10. Новикова – Иванцова Т. Н. От слова к фразе. Кн. 1-3. – М.: Москва, 2006.
  11. Норкина Ю. Б. Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми: Пособие для логопедов и родителей. Выпуск 1 – 9. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
  12. Садовникова И. Н. Нарушение письменной речи у младших школьников: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1983.
  13. Суслова О. В. Дисграфия. Логопедические тетради: 1 – 4 классы / О. В. Суслова, М. В. Мальм. – Ростов н/Д: Феникс, 2017.
  14. Филичева Т. Б. Дети с общим недоразвитием речи / Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова. – М.: Просвещение, 1999.
  15. Фотекова Т. А. Нейропсихологическая диагностика речевой патологии у детей / Т. А. Фотекова, Т. В. Ахутина // Школьный психолог. – 2001. - № 37. – с. 3 – 214 (1 - 24); № 38. – с. 3 – 14 (1-24).
  16. Ястребова А. В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. – М.: Просвещение, 1984.

Реализация Модели инклюзивного образования позволит:

1. Своевременно обновлять нормативно-правовое обеспечение Модели инклюзивного образования.

2. Продолжать создавать адаптивную образовательную среду для детей с ОВЗ, в том числе с инвалидностью, в условиях массовой школы для получения доступного качественного образования.

3. Расширить спектр детей с ОВЗ, в том числе с инвалидностью, формами дополнительного образования, соответствующими их физическому статусу.

4. Расширить партнёрство с муниципальными, государственными и общественными организациями.

 

Модель включает компоненты: целевой, структурно-функциональный, содержательно-технологический, управленческий, рефлексивно-оценочный.

 

ЦЕЛЕВОЙ КОМПОНЕНТ

Целью Модели инклюзивного образования является анализ и систематизация организационно-управленческих, психолого-педагогических условий, кадровых и финансовых ресурсов, обеспечивающих создание инклюзивной образовательной среды, достижение целей и задач инклюзивного образования в МБОУ СОШ № 26.

Задачи:

1. Продолжить формирование комфортных условий для детей с ОВЗ для успешной социализации и включения их в учебную, общественную и досуговую деятельность со сверстниками.

2. Разработать индивидуальные образовательные маршруты на основе адаптированных программ.

3. Обеспечить участие всех детей с ОВЗ в работе кружков, секций, клубов по интересам.

4. Разработать систему психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям и родителям (законным представителям).

5. Выстроить социальное партнерство с организациями и учреждениями, защищающими права людей с ОВЗ, здравоохранения, культуры и спорта, другими образовательными организациями.

6.. Создать условия для методического сопровождения процесса обучения обучающихся с ОВЗ.

7. Улучшить комфортные условия пребывания детей с ОВЗ в образовательной организации.

8. Организовать мониторинг результатов реализации Модели инклюзивного образования.

 

СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ

Выявленные особенности инклюзивной практики послужили основанием для разработки структурно-функциональной модели инклюзивного образования, в рамках которой представлено инфраструктурное взаимодействие МБОУ СОШ № 26 с другими ведомствами и организациями.

Совместная работа предполагает создание более благоприятных условий для социальной адаптации детей с ОВЗ. Социальное партнерство является сегодня одним из базовых принципов развития инклюзивного образования. Именно оно определяет активное участие в развитии инклюзивного образования общественных родительских и иных организаций, педагогического сообщества района.

В ресурсном обеспечении организации инклюзивного образования в школе, в реализации модели и корректировки результата предполагается участие: ЦПМПК, Краеведческого музея, родительской общественности.

Роль МБОУ СОШ № 26 заключается в координации деятельности по реализации модели; в проведении сбора и анализа информации по вопросам организации инклюзивного образования; инициирование и организации проведения мероприятий, направленных на формирование культуры принятия особого ребенка и толерантного отношения к нему; в проведении анализа и мониторинга результатов внедрения модели.

ЦПМПК предназначена осуществлять проведение обследование детей в целях своевременного выявления особенностей в физическом и психическом развитии детей; готовить по результатам обследования заключения и рекомендации с указанием специальных условий, которые необходимы по оказанию обучающимся с ОВЗ психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания.

Предполагается отвести большую роль родительской общественности в решении задачи толерантного отношения социума к детям с ОВЗ, оказание помощи в проведении школьных мероприятий.

 

СОДЕРЖАТЕЛЬНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ

  1. Выявление (классные руководители - входные контрольные вопросы, анкетирование родителей (законных представителей), изучение медицинских карт; обращения родителей)
  2. Диагностика (психологическое заключение, характеристика классного руководителя, заключения ПМПк)
  3. План работы : 1) образовательный (предметники, индивидуальные задания)

                                  2) воспитательный (кружки, секции, мероприятия)

                                   3) специалисты (учитель-логопед, педагог-психолог, тьютор)

                             4) профилактика

  1. Мониторинг ( ПМПк в конце года)

 

УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ МОДЕЛИ

Управление инклюзивным образованием регламентировано нормативными документами, нормативными документами федерального, регионального, муниципального уровней и нормативными локальными актами. Компонент управления развитием инклюзивным образованием представлен следующими группами функций и соответствующими им управленческими действиями:

Анализ, целеполагание и планирование деятельности

- системный анализ состояния проблемы на уровне МБОУ СОШ № 26;

- разработка Модели и дорожной карты по ее реализации.

Организация, координация деятельности

- разработка нормативно-правовых документов на уровне МБОУ СОШ № 26;

- организация оценки образовательной среды в МБОУ СОШ № 26 на предмет ее соответствия требованиям инклюзивного образования;

- проведение семинаров, совещаний (в т.ч. с участием других ведомств);

- работа по наращиванию связей МБОУ СОШ № 26 с медицинскими учреждениями, учреждениями дополнительного образования детей, учреждениями культуры, образовательными учреждениями.

Методическое сопровождение, мотивация, руководство кадрами

- анализ потребностей МБОУ СОШ № 26 в педагогических работниках и специалистах для работы с детьми с ОВЗ и инвалидностью;

- разработка планов по повышению квалификации педагогических работников и специалистов.

Мониторинг и контроль

- проведение диагностических и мониторинговых мероприятий.

 

РЕФЛЕКСИВНО-ОЦЕНОЧНЫЙ КОМПОНЕНТ

Необходимым организационным условием инклюзивного образования является проведение мониторинговых исследований. Полученные результаты позволят обеспечить комплексную оценку проводимой работы, выявлять и своевременно решать возникающие проблемы. В качестве приоритетных критериев для оценки результативности деятельности по созданию инклюзивной образовательной среды в организации выделяются следующие планируемые результаты.

Ожидаемые результаты

Измерители, показатели

Повышение мотивации и качества успеваемости обучающихся с ОВЗ

Мониторинг учебных достижений обучающихся с ОВЗ, стабилизация или рост их образовательных результатов (в папке классного руководителя)

100% включенность детей с ОВЗ в дополнительное образование

Проектная деятельность, участие в социальных проектах и социально значимой деятельности, участие в творческих конкурсах. (в папке классного руководителя)

100% участие детей с ОВЗ в общешкольных мероприятиях, мероприятиях, организованных социальными партнерами.

Мониторинг участия детей с ОВЗ в общешкольных мероприятиях, мероприятиях, организованных социальными партнерами. (в папке классного руководителя)

Участие не менее 50% детей с ОВЗ в различных конкурсах, мероприятиях творческой и спортивной направленности.

Мониторинг участия детей с ОВЗ в конкурсах, мероприятиях (в папке классного руководителя)

Создание адаптивной образовательной среды для детей с ОВЗ, в том числе с инвалидностью, в условиях массовой школы для получения доступного качественного образования

Создание индивидуальных адаптированных программ для детей с ОВЗ и детей – инвалидов.

Совершенствование системы профориентации и предпрофессиональной подготовки детей с ОВЗ

Применение комплексного подхода к реализации трудового обучения, мониторинг приобретения детьми с ОВЗ навыков самообслуживания.

Развитие методического обеспечения педагогической деятельностью

Методические разработки; электронная база методических рекомендаций для учителя-логопеда, педагога-психолога, педагогов дополнительного образования по сопровождению детей с ОВЗ. ( Индивидуальные листы с рекомендациями по детям с ОВЗ)

Устойчивый рост профессиональной компетентности педагогов по комплексному применению современных образовательных технологий по сопровождению детей с ОВЗ

Курсовая подготовка, семинары, круглые столы по проблемам детей с ОВЗ, открытые уроки, мастер-классы, обобщение опыта работы.

Создание доступной (безбарьерной) среды

Совершенствование доступности объекта и услуг образования для детей инвалидов и лиц с инвалидностью.

Участие родителей (законных представителей) обучающихся с ОВЗ в реализации инклюзивной образовательной деятельности

Работа в коллегиальных органах управления, родительских объединениях; волонтерских акциях, социальных проектах.

Становление имиджа образовательного учреждения в практике работы с детьми с ОВЗ

Мониторинг комфортности образовательной среды образовательного учреждения; информация на школьном сайте; наличие в школе специальной литературы; совместные мероприятия образовательного учреждения и социальных партнёров.

Обобщение и распространение позитивных результатов инклюзивной практики организации

Информация на школьном сайте, публикации в СМИ, выступления на образовательных площадках района, города.

 

 

Локальные нормативные документы : 

Реестр доступности
Паспорт доступности

Результаты работы ОУ в рамках федеральной программы

доступная среда